Принято:
УТВЕРЖДЕНО:
на Педагогическом Совете
приказом заведующего МДОУ –« Детский
МДОУ – «детский сад
сад «Искорка» п. Алексеевский
«Искорка» п.Алексеевский
Романовского
Романовского района Саратовской
района Саратовской области
области
от __________________ № _______
протокол
от __________________ № ____
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания Совета родителей
№_______ от _______________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МДОУ – «Детский сад «Искорка» п. Алексеевский
Романовского района Саратовской области
на 2021-2022 учебный год
п. Алексеевский,2021
1
Оглавление
Пояснительная записка ..................................................... Error! Bookmark not defined.
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания
образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне
дошкольного образования........................................................... Error! Bookmark not defined.
1.1. Цель программы воспитания ..................................... Error! Bookmark not defined.
1.2. Методологические основы и принципы построения программы воспитания Error!
Bookmark not defined.
1.3. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания
образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне МДОУ
...................................................................................................... Error! Bookmark not defined.
1.3.1. Планируемые результаты воспитания детей в раннем возрасте (к 3 годам)Error!
Bookmark not defined.
1.3.2. Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте .......... Error!
Bookmark not defined.
1.3.3. Преемственность в результатах освоения программы воспитания на уровнях
дошкольного образования и начального общего образования ................................................ 14
Раздел 2. Содержание программы воспитания МДОУ, осуществляющей образовательный
процесс на уровне МДОУ ........................................................... Error! Bookmark not defined.
2.1. Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в МДОУ
...................................................................................................... Error! Bookmark not defined.
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса в образовательной организации,
осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольного образования ............... 29
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в
процессе реализации программы воспитания .......................................................................... 29
Раздел 3. Организационные условия реализации программы воспитанияError! Bookmark
not defined.
3.1 Общие требования к условиям реализации программы воспитания МДОУ,
осуществляющим образовательный процесс на уровне дошкольного образования .............. 30
3.2 Психолого-педагогическое и социально-педагогическое обеспечение ................... 32
3.3 Кадровое обеспечение воспитательного процесса ..... Error! Bookmark not defined.
3.4. Нормативно-методическое обеспечение реализации программыError! Bookmark not
defined.
3.5. Информационное обеспечение реализации программыError! Bookmark not defined.
3.6 Материально-техническое обеспечение реализации программыError! Bookmark not
defined.
2
3.7.Основные понятия, используемые в Рабочей программе воспитанияError! Bookmark
not defined.
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания муниципального дошкольного образовательного учреждения –
«Детский сад «Искорка» п. Алексеевский Романовского района Саратовской области» (далее
– Рабочая программа воспитания) определяет содержание и организацию воспитательной
работы в МДОУ – «Детский сад «Искорка» п. Алексеевский Романовского района
Саратовской области» и является обязательным компонентом основной общеобразовательной
программы - образовательной программы дошкольного образования МДОУ – «Детский сад
«Искорка» п. Алексеевский Романовского района Саратовской области».
Рабочая программа воспитания разработана в соответствии с:
1.Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020);
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №
1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
3. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
4.Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
5.Государственной программой РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы). Утверждена
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
6.Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24 декабря 2018 г. N 16);
7.Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»;
8.
Примерной
программой
воспитания
(одобрена
решением
федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 2/21 от 01.07.2021
3
год).
Рабочая программа воспитания является обязательным компонентом основной
общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования,
реализуемой в ДОУ и призвана помочь всем участникам образовательных отношений
реализовать воспитательный потенциал образовательной деятельности в соответствующих
возрасту видах деятельности.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности воспитанников МДОУ –
«Детский сад «Искорка» п. Алексеевский Романовского района Саратовской области
предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей
начального общего образования (далее – НОО), к реализации Примерной программы
воспитания, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование
у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» 1.
Рабочая программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного
идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное)
представление о человеке. В основе процесса воспитания детей в МДОУ лежат
конституционные и национальные ценности российского общества.
В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества.
Основной целью педагогической работы МДОУ является формирования общей культуры
личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной
деятельности.
Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики возможных достижений
ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника МДОУ и с базовыми
духовно-нравственными ценностями.
Целевые ориентиры рассматривать как возрастные характеристики возможных
достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника МДОУ и с базовыми
духовно-нравственными ценностями.
4
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок,
в рабочей программе воспитания отражаются образовательные отношения сотрудничества
МДОУ с семьями дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных отношений.
Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть
способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном
обществе.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они отражены в основных
направлениях воспитательной работы МДОУ.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления
воспитания.
Реализация Рабочей программы воспитания основана на взаимодействии с разными
субъектами образовательных отношений.
МДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет
приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной
программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи,
согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования (далее – ФГОС ДО), реализуют в рамках образовательных областей –
социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического
развития, физического развития.
В разработке Рабочей программы воспитания принимали активное участие родители
воспитанников.
5
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания
образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне
дошкольного образования
1.1.Цель Рабочей программы воспитания
Общая цель воспитания в МДОУ – личностное развитие дошкольников и создание
условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества
через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии
с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми
в обществе.
Задачи воспитания формируются для возрастного периода (2 года – 3 года, 3 года – 8 лет)
на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с
развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми
документами в сфере МДОУ. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям
воспитательной работы.
1.2. Методологические основы и принципы построения Рабочей программы воспитания
Методологической
основой
Рабочей
программы
воспитания
являются
антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция Рабочей
программы воспитания основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в
определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи
отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности
ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание
6
воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация
(обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов
деятельности».
Рабочая Программа воспитания руководствуется принципами МДОУ, определенными
ФГОС ДО.
Рабочая программа воспитания построена на основе духовно-нравственных
и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод
личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия,
гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения
к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов
воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре
и традициях России, включая культурные особенности региона;
принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания
позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему
диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при
построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку
реальную возможность следования идеалу в жизни;
принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов
личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности
и безопасного поведения;
принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной
деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их
освоения;
принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором
все
дети,
независимо
от
их
физических,
психических,
интеллектуальных,
культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования.
Данные принципы реализуются в укладе МДОУ, включающем воспитывающие среды,
общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
1.2.1. Уклад образовательной организации
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и МДОУ,
7
задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную
среду, деятельности и социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного,
недельного, месячного, годового циклов жизни МДОУ.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми
участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогом и
другими сотрудниками МДОУ).
1.2.2. Воспитывающая среда МДОУ
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса,
реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая
среда
определяется
целью
и
задачами
воспитания,
духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками.
Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и
структурированность.
1.2.3. Общности (сообщества) МДОУ
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между
людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками МДОУ. Сами
участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы.
Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной
деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных
ориентиров, норм общения и поведения;
мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми
внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе
чувства доброжелательности;
8
содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять
чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание
к заболевшему товарищу;
воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество
сверстников
(организованность,
общительность,
отзывчивость,
щедрость,
доброжелательность
и пр.);
учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые
сплачивали бы и объединяли ребят;
воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников МДОУ и всех
взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели
развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение
усилий по воспитанию ребенка в семье и в МДОУ. Зачастую поведение ребенка сильно
различается дома и в МДОУ. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми
особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые
необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку
как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех
участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят
взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его
собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.
В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости
от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного
развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного
поведения,
под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться,
заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников
рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он
сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том
9
или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух
доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг
другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать
поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности.
В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со
старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими,
помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим
для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это
возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство
для воспитания заботы
и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной
группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая
уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей
среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера,
эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная
сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:
педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей
первым;
улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение
детей в детском саду;
тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
уважительное отношение к личности воспитанника;
умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время
не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
10
1.2.4. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек
растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и
поведение человека.
Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной
основе Программы воспитания.
Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей
воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и
региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной
программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального
партнерства образовательной организации.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности
как субъекта образовательных отношений в Рабочей программе воспитания.
1.2.5. Деятельности и культурные практики в МДОУ
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника,
обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать
следующие основные виды деятельности и культурные практики:
предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых
он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации
совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком
инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов
их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная
активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность,
общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
1.3. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания
образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне
МДОУ
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.
Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров,
11
представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного
возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии
развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на
гармоничном развитии человека в будущем.
На уровне МДОУ не осуществляется оценка результатов воспитательной работы
в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной
программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в
виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей».
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста (до 3 лет)
Портрет ребенка раннего возраста (к 3-м годам)
Направление
воспитания
Ценности
Показатели
Патриотическое
Родина,
природа
Проявляющий привязанность,
близким, окружающему миру
любовь
к
семье,
Социальное
Человек, семья, Способный понять и принять, что такое «хорошо»
дружба,
и «плохо».
сотрудничество Проявляющий интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный,
проявляющий
сочувствие,
доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения
со стороны взрослых.
Способный к самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении. Способный общаться с другими
людьми с помощью вербальных и невербальных
средств общения.
Познавательное
Знание
Проявляющий интерес к окружающему миру
и активность в поведении и деятельности.
12
Физическое
и оздоровительное
Здоровье
Выполняющий действия по самообслуживанию: моет
руки, самостоятельно ест, ложится спать
и т. д.
Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической активности.
Соблюдающий элементарные правила безопасности
в быту, в ОО, на природе.
Трудовое
Труд
Поддерживающий
элементарный
порядок
в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать взрослому в доступных
действиях.
Стремящийся
к
самостоятельности
в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных
видах деятельности.
Этико-эстетическо
е
Культура
красота
и Эмоционально отзывчивый к красоте.
Проявляющий интерес и желание
продуктивными видами деятельности.
заниматься
1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8
лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направления
воспитания
Ценности
Показатели
Патриотическое
Родина,
природа
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране, испытывающий
чувство привязанности
к родному дому, семье, близким людям.
Социальное
Человек, семья, Различающий основные проявления добра и зла,
дружба,
принимающий и уважающий ценности семьи и
сотрудничество общества, правдивый, искренний, способный к
сочувствию
и заботе, к нравственному поступку, проявляющий
задатки чувства долга: ответственность за свои
действия и поведение; принимающий и уважающий
различия между людьми.
13
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий
слушать
и
слышать
собеседника,
способный
взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками на основе общих
интересов и дел.
Познавательное
Знания
Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе
творческом,
проявляющий
активность,
самостоятельность, инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и продуктивных видах
деятельности
и в самообслуживании, обладающий первичной
картиной мира на основе традиционных ценностей
российского общества.
Физическое
оздоровительное
и Здоровье
Владеющий основными навыками личной
и общественной гигиены, стремящийся соблюдать
правила безопасного поведения в быту, социуме
(в том числе в цифровой среде), природе.
Трудовое
Труд
Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам
их деятельности, проявляющий трудолюбие
при выполнении поручений и в самостоятельной
деятельности.
Этико-эстетическое
Культура
красота
и Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся
к отображению прекрасного в продуктивных видах
деятельности, обладающий зачатками
художественно-эстетического вкуса.
1.3.3. Преемственность в результатах освоения Программы воспитания
Преемственность в результатах освоения Примерной программы обеспечивается
планированием результатов воспитания по основным направлениям:
14
развитие основ нравственной культуры;
формирование основ семейных и гражданских ценностей;
формирование основ гражданской идентичности;
формирование основ социокультурных ценностей;
формирование основ межэтнического взаимодействия;
формирование основ информационной культуры;
формирование основ экологической культуры;
воспитание культуры труда.
Направления
воспитания
Развитие основ
нравственной
культуры
Планируемые результаты
воспитания на уровне ДО
обладает установкой
положительного отношения
к миру, к разным видам
труда, другим людям и
самому себе, обладает
чувством собственного
достоинства;
активно взаимодействует
со сверстниками и
взрослыми, участвует в
совместных играх;
способен договариваться,
учитывать интересы и
чувства других,
сопереживать неудачам и
радоваться успехам других,
адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство
веры в себя, старается
разрешать конфликты.
Планируемые результаты
воспитания на уровне НОО
проявляет готовность
и способность к
саморазвитию,
сформированность мотивации
к обучению и познанию,
ценностно-смысловые
установки;
проявляет установки,
отражающие
индивидуально-личностную
позицию, социальные
компетенции, личностные
качества, сформированность
основ Российской
гражданской идентичности;
различает хорошие и плохие
поступки, умеет отвечать за
свои собственные поступки;
соблюдает правила поведения
в образовательном
учреждении, дома, на улице, в
общественных местах,
на природе;
негативно относится к
нарушениям порядка в группе,
дома, на улице;
к невыполнению человеком
любого возраста и статуса
своих обязанностей;
проявляет уважительное и
доброжелательное отношение
к родителям, другим старшим
15
Формирование
имеет представления о
основ семейных и
семейных ценностях,
гражданских
семейных традициях,
ценностей
бережное отношение к ним;
проявляет нравственные
чувства,
эмоционально-ценностное
отношение к семье;
проявляет уважительное
отношение к родителям, к
старшим, заботливое
отношение к младшим;
имеет первичные
представления о
гражданских ценностях,
ценностях истории,
основанных на
национальных традициях,
связи поколений, уважении к
героям России;
имеет представление о
символах государства: Флаг
и Герб Российской
Федерации и символику
субъекта Российской
Федерации, в котором
проживает;
проявляет высшие
нравственные чувства:
патриотизм, уважение
к правам и обязанностям
человека;
имеет начальные
и младшим людям;
использует правила этики и
культуры речи;
избегает плохих поступков;
умеет признаться в плохом
поступке
и проанализировать его;
понимает возможное
негативное влияние на
морально-психологическое
состояние человека
компьютерных игр,
видеопродукции,
телевизионных передач,
рекламы.
имеет представления
о государственном устройстве
Российского государства, его
институтах, их роли в жизни
общества, о его важнейших
законах;
знает символы государства:
Флаг и Герб Российской
Федерации и символику
субъекта Российской
Федерации, в котором
проживает;
имеет представления о правах
и обязанностях гражданина
России, правах ребенка;
проявляет интерес к
общественным явлениям,
осознает важность активной
роли человека в обществе;
знает национальных героев
и важнейшие события истории
России и её народов.
знает государственные
праздники, принимает участие
в важнейших событиях жизни
России, субъекта Российской
Федерации, а котором
проживает;
уважительно относится
к защитникам Родины;
уважительно относится
к русскому языку как
16
Формирование
основ
гражданской
идентичности
представления о правах и
государственному, языку
обязанностях человека,
межнационального общения.
гражданина, семьянина,
товарища;
проявляет познавательный
интерес
к важнейшим событиям
истории России и ее народов,
к героям России;
проявляет уважение
к защитникам Родины;
проявляет интерес
к государственным
праздникам и желания
участвовать в праздниках
и их организации
в образовательной
организации.
имеет первичные
имеет представления о
представления о
базовых национальных
нравственных ценностях в
ценностях Российского
отношении общества,
государства;
сверстников, взрослых,
имеет первоначальные
предметного мира
представления о роли
и себя в этом мире;
традиционных религий
проявляет нравственные
в истории и культуре нашей
чувства,
страны.
эмоционально-ценностного
отношения к окружающим
людям, предметному миру, к
себе;
испытывает чувства
гордости,
удовлетворенности, стыда от
своих поступков, действий и
поведения;
доброжелателен, умеет
слушать и слышать
собеседника, обосновывать
свое мнение;
демонстрирует способность
выразить себя в игровой,
досуговой деятельности и
поведении в соответствии с
нравственными ценностями;
самостоятельно применяет
усвоенные правила, владеет
нормами, конструктивными
17
способами взаимодействия с
взрослыми и сверстниками
(умение договариваться,
взаимодействовать в
игровых отношениях в
рамках игровых правил и
т.д.);
преобразует полученные
знания и способы
деятельности, изменяет
поведение и стиль общения
со взрослыми и
сверстниками в зависимости
от ситуации;
способен к творческому
поведению в новых
ситуациях в соответствии с
принятой системой
ценностей;
выражает познавательный
интерес
к отношениям, поведению
людей, стремление их
осмысливать, оценивать в
соответствии с усвоенными
нравственными нормами и
ценностями;
экспериментирует в сфере
установления отношений,
определения позиции в
собственном поведении;
способен самостоятельно
действовать, в случае
затруднений обращаться за
помощью;
осознает преимущества
совместного поиска выхода
из сложившейся проблемной
ситуации или принятия
решений;
использует принятые в
обществе правила
коммуникации (спокойно
сидеть, слушать, дать
возможность высказаться);
слушает и уважает мнения
других людей;
идет навстречу другому при
18
Формирование
основ
социокультурных
ценностей
несовпадающих интересах и
мнениях, найти компромисс
и совместно прийти к
решению, которое поможет
достигнуть баланса
интересов;
соотносит свое поведение с
правилами и нормами
общества.
управляет своим
эмоциональным состоянием;
имеет свое мнение, может
его обосновать;
оказывает позитивное
влияние на свое окружение;
осознанно принимает
решения и несет за них
ответственность;
способен управлять своим
поведением, планировать
свои действия;
старается не нарушать
правила поведения,
испытывает чувство
неловкости, стыда в
ситуациях, где его поведение
неблаговидно;
проявляет поведение,
которое в основном
определяется
представлениями о хороших
и плохих поступках.
демонстрирует интерес к
поиску и открытию
информации;
проявляет инициативу в
реализации собственных
замыслов;
Инициативен в получении
новой информации и
практического опыта,
мотивируя ее потребностью
в саморазвитии и желанием
помогать другим людям,
взаимодействовать
с ними в решении
посильных, но серьезных
демонстрирует ценностное
отношение к учёбе как к виду
творческой деятельности;
имеет элементарные
представления о роли знаний,
науки, современного
производства в жизни
человека и общества;
имеет первоначальные навыки
командной работы, в том
числе в разработке и
реализации учебных
и практикоориентированных
проектов;
имеет представления о
19
общественных задач;
владеет основами
управления своим
поведением и эмоциями в
обществе, способен
сдерживать негативные
импульсы и состояния;
знает и выполняет нормы и
правила поведения в
общественных местах
в соответствии с их
спецификой (детский сад,
транспорт, поликлиника,
магазин, музей, театр и пр.);
умеет донести свою мысль с
использование разных
средств общения до
собеседника на основе
особенностей его личности
(возрастных,
психологических,
физических);
имеет первичные
представления
о социокультурных
ценностях, основанных на
знаниях национальных
традиций
и обычаев, на уважении к
произведениям культуры
и искусства;
проявляет интерес,
любознательность к
различным видам творческой
деятельности;
способен выразить себя в
доступных видах
деятельности в соответствии
с социокультурными
ценностями;
проявляет потребности к
реализации эстетических
ценностей в пространстве
образовательной
организации;
эмоционально отзывается на
красоту окружающего мира,
произведения народного
душевной и физической
красоте человека;
способен видеть красоту
природы, труда и творчества;
проявляет интерес к чтению,
произведениям искусства,
детским спектаклям,
концертам, выставкам,
музыке;
интересуется занятиями
художественным творчеством;
поддерживает опрятный
внешний вид;
отрицательно относится к
некрасивым поступкам
и неряшливости;
отрицательно относится к
аморальным поступкам,
грубости, оскорбительным
словам и действиям, в том
числе в содержании
художественных фильмов и
телевизионных передач.
20
Формирование
основ
межэтнического
взаимодействия
Формирование
основ
информационной
культуры
и профессионального
искусства.
имеет представления об
этических нормах
взаимоотношений между
людьми разных этносов,
носителями разных
убеждений, представителями
различных культур;
имеет первичные
представления
о многонациональных
народах России, об
этнокультурных традициях,
фольклоре народов России;
понимает, что все люди
имеют равные права;
спокойно реагирует на
непривычное поведение
других людей, стремится
обсудить его с взрослыми;
не применяет физического
насилия
и вербальной агрессии в
общении с другими людьми;
способен отстаивать свое
достоинство и свои права
в обществе сверстников
и взрослых с помощью
рациональной аргументации.
помогает менее защищенным
и слабым сверстникам
отстаивать
их права и достоинство.
осознанно выполняет
правила
здоровьесбережения и
техники безопасности при
использования разных
средств сетевой среды и
виртуальных ресурсов;
использует простые
средства сетевого
взаимодействия для
установления общественно
полезных и продуктивных
контактов с другими
людьми;
проявляет ценностное
отношение к своему
национальному языку
и культуре;
способен к установлению
дружеских взаимоотношений
в коллективе, основанных на
взаимопомощи и взаимной
поддержке;
имеет начальные
представления о народах
России, об их общей
исторической судьбе, о
единстве народов нашей
страны.
использует
знаково-символические
средства представления
информации
для создания моделей
изучаемых объектов и
процессов;
самостоятельно организует
поиск информации;
критически относится
к информации и
избирательности её
восприятия;
21
понимает прагматическое
назначение цифровой среды
и ее рациональные
возможности в получении и
передаче информации,
создании общественно
полезных продуктов и т.д.
Формирование
основ
экологической
культуры
уважительно относится к
информации о частной жизни
и информационным
результатам деятельности
других людей;
осознанно выполняет правила
эргономики использования
разных средств сетевой среды
и виртуальных ресурсов;
использует простые средства
сетевого взаимодействия
для установления
общественно полезных и
продуктивных контактов с
другими людьми;
понимает прагматическое
назначение цифровой среды и
ее рациональные
возможности
в получении и передаче
информации, создании
общественно полезных
продуктов и т.д.
имеет первичные
проявляет интерес
представления
и ценностное отношение
об экологических ценностях,
к природным явлениям
основанных на заботе о
и разным формам жизни;
живой и неживой природе,
понимание роли человека
родном крае, бережном
в природе;
отношении к собственному
бережно относится
здоровью;
ко всему живому;
проявляет разнообразные
имеет первоначальные
нравственные чувства,
представления о влиянии
эмоционально-ценностного
природного окружения
отношения к природе;
на жизнь и деятельность
имеет начальные знания о
человека.
традициях
нравственно-этическом
отношении к природе в
культуре России, нормах
экологической этики;
проявляет желание
участвовать в экологических
проектах, различных
мероприятиях экологической
направленности.
22
Воспитание
культуры труда
выслушивает замечания и
адекватно реагирует на него
(эмоционально, вербально);
выражает и отстаивает свою
позицию, а также способен
принять позицию другого
человека (сверстника,
взрослого), подкрепленную
аргументами;
не принимает лжи и
манипуляции (в собственном
поведении и со стороны
других людей);
стремится выявить
несправедливость и встать
на защиту несправедливо
обиженного;
выполняет разные виды
заданий, поручений, просьб,
связанных с гармонизацией
общественного окружения;
может выступать в разных
ролях: в роли организатора, в
роли исполнителя в деловом,
игровом, коммуникативном
взаимодействии;
оказывает посильную
практическую и
психологическую помощь
другим людям (сверстникам
и взрослым) по их просьбе и
собственной инициативе;
имеет первичные
представления о ценностях
труда, о различных
профессиях;
проявляет навыки
сотрудничества
со сверстниками и
взрослыми
в трудовой деятельности;
активно участвует
в общественно полезной
деятельности;
умеет выражать себя в
различных доступных и
наиболее привлекательных
имеет представления
о ведущей роли образования
и трудовой деятельности в
жизни человека; о значении
творчества в развитии
общества;
проявляет уважение к труду
и творчеству взрослых и
сверстников;
имеет представления
о профессиональных сферах
человеческой деятельности;
прроявляет
дисциплинированность,
последовательность
и настойчивость в
выполнении учебных и
учебно-трудовых заданиях;
соблюдает порядок на
рабочих местах (в школе,
дома и пр.);
бережно относится к
результатам своего труда,
труда других людей, к
школьному имуществу,
учебникам, личным вещам;
отрицательно относится к
лени и небрежности в труде и
учёбе, небережливому
отношению к результатам
труда людей.
23
для ребёнка видах трудовой
деятельности.
Раздел 2. Содержание Рабочей программы воспитания МДОУ, осуществляющей
образовательный процесс на уровне МДОУ.
2.1. Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в МДОУ
Содержание Программы воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «…должно содействовать
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой,
национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать
разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся
на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого
человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями».
Содержание рабочей программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной из
задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
24
Требования ФГОС ДО к содержанию Программы в соответствии с образовательными
областями
Образовательн
ая область
Содержание
Социально-ком Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
муникативное нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со
развитие
взрослыми
и
сверстниками;
становление
самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
Организации; формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе.
Познавательно
е развитие
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и
целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и
др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о
планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира.
Речевое
развитие
Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного
словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной
культурой.
Художественн
о-эстетическое
развитие
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),
мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие
музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений.
25
Физическое
развитие
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
В соответствии с направлениями Программы воспитания, определенными на основе базовых
ценностей воспитания, каждое из направлений раскрывается в комплексе задач, форм и видов
деятельности.
Содержание направлений Рабочей программы воспитания МДОУ, осуществляющей
образовательный процесс на уровне дошкольного образования
Направления
воспитания
Развитие основ
нравственной
культуры
Общие задачи воспитания при реализации программ воспитания в
МДОУ,
соотнесенных с проектом Портрета выпускника МДОУ
Развивать у ребенка:
Нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания,
доброе, гуманное отношение к окружающему миру, дружелюбия,
взаимопомощи, ответственности
и заботы.
Представления о добре и зле, правде и лжи, трудолюбии и лени,
честности, милосердия, прощении.
Основные понятия нравственного самосознания – совесть,
добросовестность, справедливость, верность, долг, честь,
благожелательность.
Нравственные качества: заботливое отношение к младшим и старшим.
Умения строить отношения в группе на основе взаимоуважения и
взаимопомощи, находить выход из конфликтных ситуаций, не
обижать других, прощать обиды, заступаться за слабых, проявлять
солидарность и толерантность к другим людям, преодолевать
агрессию и гнев, сохранять душевно спокойствие.
Формы нравственного поведения, опираясь на примеры нравственного
поведения исторических личностей, литературных героев, в
повседневной жизни.
Умения оценивать свои поступки в соответствии с этическими
нормами, различать хорошие и плохие поступки.
Умения признаться в плохом поступке и проанализировать его.
Способность брать ответственность за свое поведение,
контролировать свое поведение по отношению к другим людям.
26
Формирование
семейных
ценностей
Формирование
основ
гражданской
идентичности
Способность выражать свои мысли и взгляды, а также возможность
влиять на ситуацию.
Способность участвовать в различных вида совместной деятельности
и принятии решений.
Представления о правилах поведения, о влиянии нравственности на
здоровье человека и окружающих людей.
Первоначальные представления о базовых национальных российских
ценностях, о правилах этики.
Отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости,
оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании
художественных фильмов и телевизионных передач.
Представление о возможном негативном влиянии на
морально-психологическое состояние человека некоторых
компьютерных игр, кино и телевизионных передач.
Развивать у ребенка:
Представление о семье, роде, семейных обязанностях, семейных
традициях.
Уважение к свой семье, фамилии, роду.
Представление о материнстве, отцовстве, о ролевых позициях в семье.
Чувства уважения к собственной семье, к семейным традициям,
праздникам,
к семейным обязанностям.
Чувства осознания семейных ценностей, ценностей связей между
поколениями.
Терпимое отношение к людям, участвующим в воспитании ребенка.
Умения достигать баланс между стремлениями к личной свободе и
уважением близких людей, воспитывать в себе сильные стороны
характера, осознавать свои ценности, устанавливать приоритеты.
Навыки конструктивного общения и ролевого поведения.
Интерес к биографии и истории семьи других детей.
Развивать у ребенка:
Представления о символах государства – Флаге, Гербе Российской
Федерации,
о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится
образовательная организация;
Элементарные представления о правах и обязанностях гражданина
России.
Высшие нравственные чувства: патриотизм, гражданственность,
уважение
к правам и обязанностям человека.
Интерес к общественным явлениям, понимание активной роли
человека
в обществе.
Уважительное отношение к русскому языку как государственному, а
также языку межнационального общения.
27
Формирование
основ
межэтнического
взаимодействия
Стремление и желание участвовать в делах группы.
Уважение к защитникам Родины.
Представления о героях России и важнейших событиях истории
России и ее народов.
Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в
жизни России, субъекта Российской Федерации, края, в котором
находится образовательная организация.
Развивать у ребенка:
Умение воспринимать собственные взгляды как одну из многих
различных точек зрения.
Представления о народах России, об их общей исторической судьбе.
Интерес к разным культурам, традициям и образу жизни других
(Воспитание
людей.
уважения к
Уважение к культурным и языковым различиям.
людям других
национальностей) Сознательное негативное отношение к проявлению доступных его
пониманию форм дискриминации или оскорблений (например,
неуважение, частично неосознанное игнорирование) или обобщение с
социальными маргинальными группами, языковыми и этническими
меньшинствами.
Умение уважать непохожесть других людей, даже если дети до конца
не понимают ее.
Способы взаимодействия с представителями разных культур.
Развивать у ребенка:
Формирование
основ
социокультурных Представления о душевной и физической красоте человека.
Эстетические вкусы, эстетические чувства, умение видеть красоту
ценностей
природы, труда и творчества;
(Воспитание
Интерес к произведениям искусства, литературы, детским спектаклям,
ценностного
концертам, выставкам, музыке.
отношения к
Интерес к занятиям художественным творчеством и желание
прекрасному,
заниматься творческой деятельностью.
формирование
Бережное отношение к фольклору, художественным промыслам и
ремеслам, произведениям культуры и искусства, зданиям,
представлений об
сооружениям, предметам, имеющим историко-культурную
эстетических
значимость, уникальных в историко-культурном отношении.
идеалах и
Интерес к народным промыслам и желание заниматься техниками,
ценностях)
используемыми в народных промыслах.
Способность с уважением и интересом относится к другим культурам.
Отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Развивать у ребенка:
Формирование
основ
Интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание
экологической
активной роли человека в природе.
культуры
Чуткое, бережное и гуманное отношение ко всем живым существам и
(Воспитание
природным ресурсам.
ценностного
Умение оценивать возможность собственного вклада в защиту
28
отношения к
природе,
окружающей
среде
(экологическое
воспитание)
окружающей среды и бережного обращения с ресурсами.
Начальные знания об охране природы.
Первоначальные представления об оздоровительном влиянии
природы
на человека.
Представления об особенностях здорового образа жизни.
Воспитание
культуры труда
(Воспитание
трудолюбия,
творческого
отношения к
труду)
Развивать у ребенка:
Уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников.
Начальные представления об основных профессиях, о роли знаний,
науки, современного производства в жизни человека и общества.
Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при
разработке и реализации проектов.
Умения проявлять дисциплинированность, последовательность и
настойчивость в выполнении трудовых заданий, проектов.
Умения соблюдать порядок в процессе игровой, трудовой,
продуктивной и других видах деятельности.
Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей.
Отрицательное отношение к лени и небрежности в различных видах
деятельности, небережливому отношению к результатам труда людей.
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса в МДОУ
В перечне особенностей организации воспитательного процесса в ДОО, выступающих в
качестве факторов, признаков, характеристик, определяющих содержание рабочей программы
воспитания, целесообразно отобразить:
региональные и территориальные особенности социокультурного окружения
МДОУ;
воспитательно значимые проекты и программы, в которых уже участвует МДОУ,
дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, муниципальные,
тематические и т.д.;
воспитательно значимые проекты и программы, в которых МДОУ намерено
принять участие, дифференцируемые по тем же признакам;
ключевые элементы уклада МДОУ в соответствие со сложившейся моделью
воспитательно значимой деятельности, накопленного опыта, достижений,
следования традиции, ее уклада жизни;
наличие оригинальных, опережающих, перспективных технологий воспитательно
значимой деятельности, потенциальных «точек роста»;
существенные отличия МДОУ от других ДОУ по признаку проблемных зон,
дефицитов, барьеров, которые преодолеваются, благодаря решениям,
отсутствующим или недостаточно выраженным в массовой практике;
29
общие характеристики содержания и форм воспитания в общей структуре
воспитательной работы в МДОУ;
особенности воспитательно значимого взаимодействия с социальными партнерами
МДОУ;
степень включенности в процессы сопоставительного анализа по результатам
воспитательно значимых конкурсов лучших практик, мониторингов и т.д..
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
в процессе реализации Рабочей программы воспитания
В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной
ситуации развития ребенка работа с родителями (законными представителями) детей
дошкольного возраста должна строиться на принципах ценностного единства и
сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения МДОУ.
Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных
отношений составляет основу уклада МДОУ, в котором строится воспитательная работа.
С учетом особенностей социокультурной сферы современного детства в
образовательной программе МДОУ отражается сотрудничество учреждения с семьями
дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных отношений. Только при
подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и
таланты детей, готовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Для детского сада важно интегрировать семейное и общественное дошкольное
воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к
участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания,
консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, викторины, дни открытых дверей.
Педагог применяет средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени,
родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки, публикует информацию в
групповых блогах и на сайте МДОУ, привлекает родителей к участию в проведении
праздников, развлечений, экскурсий, групповых дискуссий.
Виды и формы деятельности, которые используются в деятельности ДОУ.
Групповые формы работы:
Родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации
детей.
Родительские собрания, посвященные обсуждению актуальных и острых проблем
воспитания детей дошкольного возраста.
Взаимодействие в социальных сетях: родительские форумы на интернет-сайте
МДОУ, посвященные обсуждению интересующих родителей вопросов воспитания.
Индивидуальные формы работы:
Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с воспитанием ребенка.
Участие родителей (законных представителей) и других членов семьи дошкольника в
реализации проектов и мероприятий воспитательной направленности.
30
Раздел 3. Организационные условия реализации Рабочей программы воспитания
3.1 Общие требования к условиям реализации Рабочей программы воспитания
Рабочая программа воспитания МДОУ реализуется через формирование
социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада,
отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться
едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно
значимые виды совместной деятельности. Уклад МДОУ направлен на сохранение
преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень
начального общего образования:
1) Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том
числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и
средства обучения.
2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к дос
тижению целевых ориентиров Рабочей программы воспитания.
3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах
которых реализуется Рабочая программа воспитания (возрастных, физических,
психологических, национальных и пр.).
Условия
реализации
Рабочей
программы
воспитания
(кадровые,
материально-технические,
психолого-педагогические,
нормативные,
организационно-методические и др.) необходимо интегрировать с соответствующими
пунктами организационного раздела ООП ДО.
3.2 Психолого-педагогическое и социально-педагогическое обеспечение
На уровне локальных актов ДОУ в случае необходимости предусмотрено
психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение воспитательной
работы, в том числе, профилактика раннего выявления семей «группы риска».
Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и свои
собственные, – для всех участников образовательных отношений: руководителя МДОУ,
воспитателя, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных
представителей), субъектов социокультурного окружения МДОУ.
Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и
отношений в МДОУ, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность,
характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогом,
педагогом и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое
информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в
социальных сетях.
31
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного,
недельного, месячного, годового цикла жизни МДОУ.
Для реализации Рабочей программы воспитания уклад должен целенаправленно
проектироваться командой МДОУ и быть принят всеми участниками образовательных
отношений.
Процесс проектирования уклада МДОУ включает следующие шаги.
№ п/п
Шаг
1
Определить ценностно-смысловое
наполнение жизнедеятельности МДОУ
2
Отразить сформулированное
ценностно-смысловое наполнение
во всех форматах жизнедеятельности
МДОУ:
– специфику организации видов
деятельности;
– обустройство развивающей
предметно-пространственной среды;
– организацию режима дня;
разработку традиций и ритуалов МДОУ;
– праздники и мероприятия.
3
Обеспечить принятие всеми
участниками образовательных
отношений уклада МДОУ
Оформление
Устав МДОУ, локальные акты, правила
поведения для детей и взрослых.
ООП ДО и Программа воспитания.
Требования к кадровому составу
и профессиональной подготовке
сотрудников.
Взаимодействие МДОУ с семьями
воспитанников.
Социальное партнерство МДОУс
социальным окружением.
Договоры и локальные нормативные
акты.
Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая
среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая среда
– это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его
особенности, степень его вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
«от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую
воспитанию необходимых качеств;
«от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются
нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально
32
организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего
достижение поставленных воспитательных целей;
«от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт
деятельности, в особенности – игровой.
3.3. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
В данном разделе представлены решения на уровне МДОУ по разделению функционала,
связанного с организацией и реализацией воспитательного процесса; по обеспечению
повышения квалификации педагогических работников МДОУ по вопросам воспитания,
психолого-педагогического сопровождения детей.
Методическая детализация реализации воспитательной деятельности педагога осуществляется
в процессе ее проектирования и организации
Наименование должности
Функционал, связанный
(в соответствии со
с организацией и реализацией
воспитательного
штатным расписанием МДОУ)
процесса
Заведующий детским садом
- управляет воспитательной деятельностью на
уровне МДОУ;
- создает условия, позволяющие педагогу
реализовать воспитательную деятельность;
- проводит анализ итогов воспитательной
деятельности в МДОУ за учебный год;
- планирует воспитательную деятельность
в МДОУ на учебный год, включая календарный
план воспитательной работы на учебный год;
– регулирование воспитательной деятельности в
МДОУ;
– контроль за исполнением управленческих
решений по воспитательной деятельности в
МДОУ (в том числе осуществляется через
мониторинг качества организации
воспитательной деятельности в МДОУ).
Воспитатель
- обеспечивает занятие обучающихся
творчеством, физической культурой;
- формирование у обучающихся активной
гражданской позиции, сохранение и
приумножение нравственных, культурных и
научных ценностей в условиях современной
жизни, сохранение традиций МДОУ;
– организация работы по формированию общей
культуры будущего школьника;
- внедрение здорового образа жизни;
– внедрение в практику воспитательной
деятельности научных достижений, новых
технологий образовательного процесса;
–организация участия воспитанников в
33
мероприятиях, проводимых районными, и
другими структурами в рамках воспитательной
деятельности.
Младший воспитатель
- совместно с воспитателем обеспечивает
занятие воспитанников творчеством, трудовой
деятельностью;
- участвует в организации работы по
формированию общей культуры будущего
школьника.
Воспитатель МДОУ проходит аттестацию по графику через 5 лет, повышение
квалификации 1 раз в 3 года.
МДОУ – «Детский сад «Искорка» п. Алексеевский Романовского района Саратовской
области» расположено в п .Алексеевский.
Рядом с дошкольным учреждением расположены: Алексеевский СДК с которыми
сотрудничает детский сад. Администрация сельского совета, Алексеевская сельская
библиотека.
3.4. Нормативно-методическое обеспечение реализации программы
В данном разделе представлены решения на уровне МДОУ по внесению изменений в
должностные инструкции педагогических работников, ведению договорных отношений по
сетевой форме организации образовательного процесса по сотрудничеству с другими
организациями. Представляются ссылки на локальные нормативные акты, в которые вносятся
изменения в связи с внедрением основной образовательной программы воспитания (в том
числе Программы развития образовательной организации).
Представлен Перечень локальных правовых документов МДОУ, в которые обязательно
вносятся изменения после принятия основной образовательной программы по воспитанию).
Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения реализации
программы воспитания в МДОУ включает:
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДО).
Основные локальные акты:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МДОУ – «Детский
сад «Искорка» п. Алексеевский Романовского района Саратовской области»;
34
- Программа развития МДОУ – «Детский сад «Искорка» п. Алексеевский Романовского района
Саратовской области на 2021-2023 годы.;
- Годовой план работы на 2021-2022 учебный год;
- Календарный учебный график;
- Перспективный план на 2021-2022 учебный год;
- Календарный план работы на месяц (2021-2022 учебный год)
- Рабочая программа воспитания в МДОУ на 2021-2022 учебный год
-Должностная инструкция
деятельности в ДОУ;
педагога, отвечающая
за организацию воспитательной
- Документы, регламентирующие воспитательную деятельность в ДОУ (штатное расписание,
обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную деятельность в ДОУ) .
Подробное описание приведено на сайте МДОУ – «Детский сад «Искорка» п. Алексеевский
Романовского района Саратовской области» http://iskorka-aleks.tvoysadik.ru.
3.5. Информационное обеспечение реализации Рабочей программы воспитания.
Учѐт регионального (территориального) контекста воспитательной работы в МДОУ,
организация коммуникативного пространства по ее планированию с позиций кластерного,
отраслевого, территориального и муниципального развития позволяет отобрать и
содержательно наполнить ее структуру. Информационное обеспечение реализации Рабочей
программы воспитания обеспечивает эффективность взаимодействия с родителями
воспитанников: оперативность ознакомления их с ожидаемыми результатами, представление в
открытом доступе, ситуативная коррекция в течение года, организация внесения предложений,
касающихся конкретных активностей, в рамках которых можно получить требуемый опыт и
которые востребованы обучающимися. Качество работы детского сада всегда оценивается
главными экспертами родителями воспитанников. Их удовлетворѐнность образовательным
процессом лучшая оценка деятельности педагогического коллектива. Но чтобы заслужить
доверие таких разных семей необходимо, чтобы они стали соратниками и
единомышленниками, равноправными участниками жизни детского сада. В общении с
родителями активно используются дистанционные образовательные технологии.
Информационная оперативность и доступность общения обеспечивается в режиме общения
групп, созданных в социальных сетях, электронной перепиской. О том, как, в каких формах
совместной работы объединяются педагоги и родители расскажут новости из нашей жизни, о
которых всегда можно узнать: разделы сайта ДОУ, на которых представлена работа по
консультативной и методической помощи семьям.
35
Официальный сайт МДОУ – «Детский сад «Искорка» п. Алексеевский Романовского района
Саратовской области» http://iskorka-aleks.tvoysadik.ru.
Используются дистанционные технологии для расширения возможности эффективного
взаимодействия с семьями воспитанников и оказания им помощи в вопросах развития и
воспитания детей.
3.6.Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Материально-техническое обеспечение и оснащѐнность МДОУ
обеспечения эффективного наполнения воспитательного процесса.
предназначены
для
Сегодня качество дошкольного образования – приоритетное направление образовательной
политики государства Федеральный образовательный стандарт, вступивший в силу в 2014
году, регламентирует условия реализации образовательной программы и обеспечивает
социальное развитие каждого ребѐнка в различных сферах. В нем также отражены вопросы
морального и нравственного благополучия ребенка. С каждым годом в перечень требований к
оснащению МДОУ вносятся поправки и изменения, регулярно обновляется и содержание
материально-технического оснащения. Однако база этих требований остаѐтся постоянной и
содержит:
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы; - требования пожарной безопасности;
- перечень средств воспитания и обучения в зависимости от возраста и особенностей развития
детей;
- рекомендации по оснащѐнности помещений и различных зон детского сада;
- требования к методическому обеспечению, а также к оборудованию дошкольного
учреждения.
Цель этих требований – оптимизировать процесс воспитания и обучения.
Они направлены на:
- обеспечение безопасных условий для воспитанников; - стимулирование творческого
развития;
- обеспечение индивидуального подхода в воспитании каждого ребенка с целью вывить
таланты ребенка.
Воспитательные процессы направлены на подготовку к школе и реализуются с соблюдением
прав ребенка и персонала. Виды деятельности (игра, общение, познавательная деятельность),
через которые реализуются задачи образовательной программы, зависят от возраста детей и их
индивидуальных особенностей.
Информация о материально-техническом обеспечении реализации программы представлена
на сайте: http://iskorka-aleks.tvoysadik.ru.
36
Наполнение предметно-развивающей среды частично соответствует стандартам и отвечает
всем требованиям безопасности.
Материально-техническая база ДОУ – это важное звено в цепи обеспечения высокого качества
образования. Каждая из составляющих ее частей оказывает непосредственное влияние на
развитие ребенка. Если оснащение детского сада соответствует требованиям ФГОС, процесс
воспитания будет максимально продуктивным и эффективным.
37
Основные понятия, используемые в Программе
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения
в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;
Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного процесса
и педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои
программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции.
Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события
являются разновидностью образовательных ситуаций.
Образовательная среда – социокультурное содержание образования, объединяет в себе
цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной
ситуации, определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал
образовательной среды
для решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде.
Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые
ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность – это
качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства
и
совместности
(детско-взрослая,
детская,
профессиональная,
профессионально-родительская).
Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных результатов
и достижений ребенка на определенном возрастном этапе.
Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы, определяющие
отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели
социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и
деятельности.
Субъектность – социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека.
Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка
к инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности,
как способность совершать нравственный поступок, размышлять о своих действиях
и их последствиях.
39
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся
на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру
поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельность
и социокультурный контекст.
40